Коротко о логистике на предприятии: виды или функциональные области управления потоками

Логистика — это комплексный процесс управления товарно-материальными потоками на предприятии. Основная её задача заключается в том, чтобы организовать движение сырья, продуктов незавершенного производства и готового товара в нужном объеме, точно в срок и с минимальными издержками.

 

Затраты на логистику в зависимости от типа предприятия и производимой им продукции могут достигать 35% — при таких показателях требуется грамотное и тщательно продуманное распределение потоков.

 

Логистика — сложная деятельность, которая состоит из множества операций и делится на виды по функциональному признаку.

 

1. Закупочная логистика — обеспечение производства сырьём и расходными материалами, приобретение товарных запасов, поиск подрядчиков и аутсорсеров. Ориентирована на своевременную поставку материалов/товаров в необходимом объеме, а также на снижение затрат при сохранении качества выпускаемой продукции/услуг.

 

2. Производственная логистика — управление движением материальных запасов на производстве в соответствии с графиком операций (предварительная подача сырья – по системе Канбан; комплектация в соответствии с планом; по текущим заказам или по разовым заявкам). Сюда же входит управление очередью заказов, контроль и отбраковка материалов и готовой продукции, складирование и хранение запасов.

 

3. Сбытовая или распределительная логистика — формирование и развитие каналов сбыта готовой продукции (товаров/услуг). В рамках этого подвида определяются размеры партий, типы упаковки, формы и способы отгрузки.

 

4. Складская логистика — организация складских операций (полный цикл: погрузка/разгрузка, хранение товара, упаковка/переупаковка, маркировка и т. д.), оснащение складских площадей, автоматизация и управление персоналом.

 

5. Транспортная логистика — поиск и формирование эффективных схем, позволяющих с минимальными затратами доставлять груз (товар, сырьё) в нужное место и в оговорённый срок. В рамках данного направления определяются виды транспорта и перевозчики, отвечающие критериям выбора, и составляются оптимальные маршруты.

 

6. Таможенная логистика — перевозка груза через границу (импортная, экспортная, транзитная), включающая документационное, правовое, финансовое обеспечение таможенных операций.

 

7. Информационная логистика — обмен информацией, связанной с логистическим процессом (например, транспортировка партии из-за рубежа или отгрузка товара клиенту). Обмен может быть внутренним — между разными отделами одной компании, и внешним — с контрагентами. Создание системы смс- и push-оповещений, формирование баз данных, рассылка сообщений в сочетании со звонками операторов — разработка эффективных способов передачи информации является задачей информационной логистики.

 

8. Коммерческая логистика — это управление товарооборотом, которое объединяет несколько видов логистики: складскую – в части хранения товарных запасов, транспортную – организацию грузоперевозок, информационную – обратную связь с клиентами, закупки и поддержание товарного ассортимента и многое другое.

 

Эти виды не могут быть обособленными. Каждый из них является частью общей логистической схемы, которая охватывает всю деятельность предприятия. В эту схему входит и обеспечение производства материалами, и хранение товара на складе, и координация службы доставки, т. е. все операции, сопровождающие движение продукта с момента его разработки до передачи клиенту.

 

Без понимания комплексной логистики качественно организовать работу одного звена вряд ли удастся. Руководитель или менеджер, планирующий карьерный рост, должен демонстрировать системный подход, подкреплённый фундаментом знаний — поэтому так важно иметь образование в сфере логистики (основное или дополнительное) и регулярно повышать свою квалификацию. Если требуются новые знания – ждём вас на курсах логистики, где вы сможете выбрать интересующее направление и пройти профессиональную подготовку.

Компании, которые доверили нам обучение своих сотрудников